8 (495) 761-53-33 +7 (495) 410-03-10 Перезвоните мне
Вы можете оставить заявку и мы перезвоним Вам в рабочее время.
Заполните все поля*
Отправить
Спасибо, мы Вам перезвоним!
Каталог
Меню

Отделка и декорирование часовых механизмов

16.05.2016 00:16

Коль скоро часовые производители используют стекла в задних крышках своих изделий, стало быть, есть весомая причина, по которой они это делают. Разумеется, акцент делается на возможности наблюдать за работой и внешним видом используемого внутри механизма. Но чем выше марка, чем большие ценности она исповедует в области высокого часового искусства, тем более притягательным становится сам механизм с точки зрения визуальной эстетики.

Логично, что существует вполне определенный набор способов окончательной отделки и декорирования механизмов, формирующих эту самую внешнюю притягательность. Практически все из них можно реализовать посредством станков и механизмов, до предела автоматизировав процесс и в конечном итоге получить вполне достойную отделку индустриального типа. Но с другой стороны, именно ручной труд является краеугольным камнем настоящего искусства и способен превратить крошечный фрагмент металла в эстетически безупречное творение. Разумеется, путем использования накопленного опыта и мастерства в процессе долгой и усидчивой работы, которая может в конечном итоге составить до 40% стоимости изделия.

Попробуем разобраться, каковы же наиболее традиционные методы финишной отделки часовых калибров:

1. Фацетирование (снятие фасок, франц. Anglage)

Является одной из наиболее знаковых операций, несущей мощную эстетическую доминанту, именно по ней зачастую судят об уровне окончательной отделки механизма. Суть операции состоит в скашивании острых граней платин и мостов механизма и последующей полировке образовавшихся плоскостей (фасок). Полировка должна быть безупречной, а толщина фаски должна выдерживаться равной по всей длине поверхности. Кроме того, высочайшего мастерства требуют места сопряжения двух фасок, такие как наружные и внутренние углы. Формирование идеальной грани углов осуществляется исключительно ручным способом, так как механизмам такие действия неподвластны. Впрочем, широко распространены и скругленные углы, обработка которых может производиться как механизированным, так и ручным способом.

Собственно, из вышесказанного и происходят два метода обработки. Первый – механизированный (современный), при котором фаска образуется станком, а последующая полировка может быть как механической или химической, так и ручной. Метод позволяет получить удовлетворительные результаты, однородную фаску (но только на скругленных поверхностях), отличается невысокими трудозатратами и отсутствием каких-то уникальных подходов в декорировании.

Наиболее традиционным ручным способом считается формирование фасок с помощью набора надфилей, последующей шлифовки поверхности с помощью корундовых стержней, лощил из закаленной стали, и окончательной полировки посредством палочек из сердцевины молодых побегов бузины.

В отдельных случаях для ускорения процесса полировки используются шлифовальные круги из дерева и кожи с нанесенной полировочной пастой, но такой способ требует большего внимания, так как испортить деталь легче, к тому же он не подходит для полировки внутренних углов.

2. Плоская или зеркальная полировка

Полировка отдельных деталей механизма позволяет визуально выделить и подчеркнуть их особое значение. К таким деталям обычно относят молоточки репетира, мосты турбийона, полированные накладки. Зеркальная полировка зачастую называется черной, так как в зависимости от угла падения лучей света, поверхность либо отражает свет (как зеркало), либо поглощает его (выглядит черной).

Современный метод полировки подразумевает использование мелкой наждачной бумаги, имеет продолжительность от 10 до 20 минут и позволяет получить детали приемлемого качества. Традиционный метод гораздо более продолжителен (от 2 до 5 часов на одну деталь) и трудоемок, подразумевает размещение детали на цинковой плате и обработку с помощью деликатных абразивов, например, алмазных паст. В конечном итоге деталь получает идеально ровную, зеркальную поверхность, лишенную малейших микронеровностей.

3. Декорирование торцевых плоскостей

Обработка данного типа поверхностей мостов и платин механизма имеет важное значение, так как впоследствии они будут подвергнуты отделке anglage. А ведь именно боковины деталей имеют наиболее грубую поверхность с массой неровностей, так как по их контуру заготовка будущей детали часов вырезается из листа металла. Как и в ситуации со снятием фасок, выделяют ровные боковые поверхности, а также внутренние, внешние и скругленные углы.

На первоначальном этапе происходит обработка грубой поверхности с помощью различных надфилей, для отверстий удобнее использовать инструменты круглого сечения, для плоской поверхности – соответствующей формы. В любом случае, даже после самого деликатного надфиля торцевая поверхность остается достаточно неровной, чтобы говорить о ее визуальной привлекательности в механизмах сколь-нибудь высокого уровня. Как правило, окончательным вариантом декорирования торцевых поверхностей выступает сатинирование (Le Satinage), вид которого определяется задумкой
мастера. Его можно получить либо посредством шлифовки кусочком пемзы, либо путем использования более деликатных шлифовальных материалов.

Кроме того, сатинирование вообще крайне распространенный вид непритязательного декора для видимых и невидимых глазу поверхностей деталей, таких как рычаги, пружины, небольшие мосты.

4. Обработка отверстий и лунок

Необходимость такой операции в первую очередь вызвана тем, что края отверстий могут иметь крайне неровную поверхность, равно как и частицы металла, оставшиеся после прохождения сверла. Дальнейшая финишная обработка позволяет получить привлекательную зеркальную поверхность, которая будет гармонично смотреться как с простыми, так и воронеными винтами. В случае лунок под камни полировка, помимо эстетических целей, предохраняет узел от вытекания часового масла.

При механизированном способе обработки отверстия после высверливания приводятся к нужным размерам специальным сверлом-разверткой, а формирование фаски происходит с помощью конусообразной фрезы. Дальнейшее улучшение качества полученной поверхности можно осуществить либо химическим методом, либо полировкой вручную. Лунки под камни также можно выполнить полностью механизированным способом, их полировку производят химически или с помощью галтовочного барабана, а также вручную для механизмов более высокого класса.

Не смотря на то, что механизированный метод дает вполне удовлетворительные результаты, наилучшее качество способен обеспечить традиционный ручной способ обработки. Имеющиеся в арсенале часовщиков ручные фрезы конической, круглой, шарообразной формы позволяют наиболее тонко подойти к получению аккуратных фасок с определенными параметрами. Завершающим этапом является зеркальная полировка, получаемая с помощью деревянных палочек.

5. Колеса и трибы

Декорирование колес и трибов, которые впоследствии собираются в один узел, занимающий свое важное место в колесной передаче механизма, происходит по отдельности с использованием тех или иных методов, описанных выше.

Непосредственно колеса подвергаются круговому зернению (Le Cerclage), которое осуществляется на плоской стороне колес с помощью абразивного камня. Суть процесса состоит в том, что палочка квадратного сечения из природного мягкого сланца прикладывается к поверхности вращающегося колеса. Для пустотелых колес, внешний радиус которых поддерживается пятью плечами, характерным является снятие фасок на углах плеч. В механизмах более высокого класса данную процедуру зачастую выполняют вручную с использованием традиционных методов полировки. Признаком высочайшего
класса является зеркальная полировка центральной части колеса (в месте установки триба), для того чтобы на его поверхности происходило отражение зубьев триба.

Стальные колеса характеризуются способностью к полировке зубьев, что придает им в отдельных случаях поистине роскошный вид.

Что касается самих трибов, то их финишная отделка может осуществляться либо индустриальным методом в галтовочных барабанах, при котором детали помещаются в вращающийся барабан, заполненный абразивными частицами; либо традиционным методом с использованием полировочных паст и шлифовальных дисков из мягкого дерева (обычно используют древесину груши).

6. Винты

Винты, используемые в часовых механизмах, имеют как правило плоскую головку и шлиц под обычную отвертку. Для наибольшей эстетической привлекательности головка полируется и обрабатываются фаски как по ее окружности, так и внутри шлица.

Также распространено воронение винтов, при таком типе обработки сталь получает цвет, который, в зависимости температуры, колеблется от коричневого до голубоватого, однако наиболее традиционным считается насыщенный синий оттенок.

7. Жемчужная фактурная шлифовка (Le Perlage)

Один из наиболее часто встречающихся видов декорирования в часовых калибрах. Представляет собой узор в виде концентрических окружностей, расположенных рядом друг с другом, либо накладывающихся друг на друга. Используется на платинах, мостах, выточках и даже служит украшением циферблата часов.

Наносится как правило вручную на специальном станке для зернения. На поверхность детали опускается вращающийся деревянный или резиновый штифт диаметром от 1 до 3 мм с нанесенным абразивным порошком, оставляя ряд концентрических окружностей. При следующем контакте деталь смещается и наносится новый рисунок. Процедура повторяется по всей заданной поверхности детали. Главной задачей специалиста по нанесению кругового зернения является соблюдение постоянного шага между центрами окружностей и выдерживание одинаковой глубины рисунка. Последняя особенность зависит от типа используемого абразива, а также от того, насколько часто абразив в процессе декорирования наносится на штифт.

Индустриальный метод нанесения Le Perlage относительно редок в связи с использованием дорогостоящего оборудования – машин для жемчужной фактурной шлифовки. Используется при производстве крупных партий деталей и позволяет получить высокую однотипность шлифовки на различных деталях.

8. Полосчатая фактурная шлифовка (Cotes de Geneve)

Также очень популярный тип украшения, главным образом, видимой части мостов, перемычек, роторов автоподзавода. Традиционно наносится с помощью деревянной насадки определенного диаметра, размещаемой на шпинделе станка и вращающегося со средней скоростью в несколько сотен оборотов в минуту. Материалом для насадки выступают твердые сорта дерева (например, самшит), а профиль дна имеет чашеобразную форму, он покрыт мягким абразивом. При контакте насадки с поверхностью мостов (а они закрепляются на специальном основании в той же ориентации, в каком будут
установлены в механизме) и плавном смещении вдоль выбранной оси, происходит формирование характерной полосы. Последовательности полос одинаковой ширины и расположенных через равные интервалы удается добиться благодаря опыту и мастерству специалиста по нанесению этого вида декорирования. Глубина и фактура рисунка также относятся к числу параметров, определяемых квалификацией мастера и умением подобрать правильный состав абразива.

Стоит отметить, что в современных калибрах женевские полосы могут быть не только традиционными, параллельно нанесенными, но и круговыми, а также имеющими солнечный мотив, т.е расходящимися в разные стороны от какой-либо точки механизма.

Впрочем, при индустриальной отделке, нанесения женевских полос зачастую поручают специальным станкам с числовым программным управлением.

Любопытно, что полосчатую фактурную шлифовку в разных часовых школах принято именовать по-разному: так, у немцев из гласхютте это гласхюттенские полосы, а у японских мастеров — токийские полосы.

9. Прочие виды отделки

Помимо вышеперечисленных видов декорирования отдельных деталей механизма, существует еще несколько разновидностей, характерных для калибров швейцарского производства.

Спиралевидная фактурная шлифовка (Le Colimaçonnage) – мотив, очень часто используемый на храповых колесах, заводных барабанах и крышках заводных барабанов. Представляет собой спиралевидный узор, получаемый особым способом на наждачном кругу.

Солнечная фактурная шлифовка (Le Soleillage) – тип декорирования в виде линий, расходящихся к внешнему краю детали и имеющих общую точку пересечения в ее центре. Также характерен для храповых колес и поверхностей заводных барабанов. Для его формирования также используют наждачный круг специальной воронкообразной формы.

Гильоширование – рельефный рисунок на поверхности металла, образующий строгий геометрический узор. Наиболее часто его применение приходится на украшение циферблата часов, однако нередки случаи использования этой техники и при декорировании роторов автоподзавода, платин и мостов.

Гравировка – еще один из способов украшения видимой части деталей механизма, главным образом мостов и платин. Вручную выполняется с помощью специализированных резцов, штихелей и грабштихелей. Индустриальная гравировка имеет место при создании надписей либо чисел, всегда имеющих место быть на мостах либо платинах, и в большинстве случаев выполняется с помощью станков с числовым программным управлением, где движения механического резца подчинены заранее заложенной программе. Также следует упомянуть о используемой в некоторых случаях гравировке посредством пантографа (копировально-гравировального станка) и о куда более современной лазерной гравировке.

Таков перечень наиболее распространенных видов финишной отделки, используемой в часовом деле. В конечном итоге, особое эстетическое восприятие красиво отделанного механизма вряд ли внушит его обладателю уверенность в такой же безукоризненной точности и высокой надежности. Собственно, покупка дорогих механических часов уже давно не связана с такими ожиданиями. А вот то, что высококлассная обработка намного ближе приближает часы к объекту высокого искусства, ни для кого не секрет. И часы, несущие индивидуальность, в этом отношении всегда ценнее просто точных и надежных часов…

Теги:
Вернуться к списку